Советы классному руководителю, воспитателю, преподавателю при работе с обучающимся.
1)Подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени.
2)Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса.
Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях.
3)Быть объективным по отношению к подростку, никогда не обвинять его в том, в чем его вина не доказана.
4) Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.
5)Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой, ты хулиган».
6)Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительными словами : бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.
7)Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду не исправление, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.
8)Подросток, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий.
9)Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.
10)Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек, не заигрывать,и в то же время уметь кое-что прощать, «не заметить».